Контакты
  • Россия, г. Москва, 105118, ул. Буракова, дом 27, корпус 3, этаж 2, помещение 2, комната 1
Профиль
0

Выбор ароматов - особенности обоняния

В этой категории блога (Выбор духов аромата парфюма) есть несколько статей о влиянии друзей на выбор парфюма, о том, как независимо от других тестировать ароматы и т.п..

В этой статье пойдёт речь об особенностях человеческого обоняния , об изменении его с возрастом, о разном восприятии одних и тех же ароматов.
Статья написана на основе многолетнего активного взаимодействия с покупателями и обсуждения ароматов перед их производством и после.

1. Система обоняния человека - очень кратко.
2. Развитие обоняния, связь с обонятельной памятью.
3. Сладкие ноты в ароматах. Тренировка обоняния.
4. Влияние опыта. Связь вкуса и обоняния.
5. "Ольфакторная дыра".
6. Причина старения классических ароматов и возврат интереса через поколение.
7. Изменение состояния обонятельной памяти.
8. Ассоциативность обоняния. Влияние блогеров на восприятие ароматов.

1. Человеческая (и не только) система обоняния .
Система обоняния - одно из основных чувств/способностей человека - весьма сложная конструкция.
Обоняние это способность человека чувствовать запахи в воздухе; состоит из газоанализаторов в носу, связанной с ними системой нервов и области обонятельной памяти в мозге человека.
Обоняние - важная часть любого организма, сформированная в процессе выживания миллионов поколений.
Обоняние сильно связано с чувством вкуса. Именно по этой причине в описании нот парфюмерии так много именно вкусовых характеристик - сладкий, карамельный, горький и т.п.
Обоняние позволяет определить наличие и пригодность пищи, предупреждает об опасности, помогает в поиске полового партнера и т.д.

2. Способность человека чувствовать запахи передается врождённо - ребенок чувствует запах матери и запах материнского молока. Как и весь организм ребенка, обоняние развивается на основе внешнего воздействия и опыта взаимодействия с предметами. При этом формируется обонятельная память , сигнализирующая, что полезно/приятно, а что вредно/неприятно.
Это формирование (обучение памяти) происходит в течение всей жизни человека (и любого живого существа).

И у каждого человека эта обонятельная память, на основе его индивидуального опыта, формируется СВОЯ, со своими способностями обоняния, со своим опытом, со своими симпатиями и антипатиями.
Это очень важно для дальнейшего восприятия нот в парфюмерных композициях. Для кого-то одни ноты вызывают приятные ассоциации - нравятся, для кого-то эти же ноты могут оказаться весьма неприятными.
На этой важной особенности индивидуального восприятия основан выбор аромата потребителем - МОЁ или НЕ МОЁ.
Один из примеров - обсуждение нашего аромата P.Picasco и его прототипа Paloma Picasso в комментариях к обзору на youtube .

Этот обзор - один из примеров того, как видеоблогеры пытаются донести до зрителей своё личное, субъективное восприятие ароматов, экономя время (и, возможно, деньги) зрителей на поиск именно того аромата, который может сделать их счастливыми.
Или наоборот, удержать от покупки разрекламированного, но неподходящего парфюма.
Конструктивный и эмоциональный обмен мнениями в комментариях, с описанием возникающих при тестировании ассоциаций, делает такие обзоры богаче и понятнее для зрителей

3. По нашим наблюдениям, есть одно общее правило: и мужчинам, и женщинам нравятся сладкие ноты в женских ароматах. Предполагаем, что это вызвано тем, что обоняние связано со вкусом, а сладкие фрукты, овощи всегда были желанной и частой пищей - источником сахара, необходимого для накопления энергетических запасов любого живого существа.
Интересно, что сладкие ноты в мужских ароматах тоже есть, обычно незначительно - ибо, по нашим наблюдениям, их преобладание над другими может вызвать негативные ассоциации - таковы некоторые особенности человеческого восприятия именно этих нот.

Обонятельные способности у разных людей формируются по-разному. Их развитие зависит от опыта, от способностей развития обонятельной памяти, от способности чувствовать те или иные нюансы различных нот.
Это близко к спорту, где тренированный спортсмен обычно показывает лучшие результаты, чем человек "с улицы".
Как и в спорте, многие люди не могут воспринимать некоторые нюансы нот, которые чувствуют т.н. "носы" - люди с тренированным обонянием, с врожденной или благоприобретенной способностью к анализу и синтезу восприятия ароматов.
Это, конечно, не значит, что их уровень восприятия недоступен для "простых смертных" - наверняка есть масса людей, которые чувствуют ароматы не хуже "носов", но менее квалифицированно раскладывают их на составляющие, рассказывая об ароматах.

4. Надо понимать, что любой рассказ об ароматах ВСЕГДА основан на ассоциациях, которые доступны другим людям благодаря их опыту обоняния.
Например, в том же обзоре автор использует ассоциацию "прелые или чуть гниющие сливы" - и большинство зрителей понимают. о чём идёт речь.
Но для коренных жителей Севера, которым эти сливы редко доступны, такая ассоциация будет непонятна - они не могут себе её представить, на это у них нет обонятельного опыта. Но это совсем не значит, что они не смогут наслаждаться (или наоборот - отвергнуть) новым для них ароматом, когда попробуют его - и у них появится представление об этой ассоциации. И новый обонятельный опыт.
Предполагаем также, что новые для себя ноты - например, "прелой сливы" - человек с Севера будет чувствовать гораздо ярче, чем более привычный к ним человек средней полосы. Но может и не почувствовать совсем ("ольфакторная дыра", см. п.5), если в обонянии отсутствует врождённая или натренированная у других способность различать эту ноту.
Мы не представляем себе всего объёма накопленной в нашем мозгу за миллионы поколений информации, которая может быть пробуждена новыми впечатлениями, в т.ч. новыми ароматами.
Уверены, что сформированная этими поколениями способность восприятия, применения и - главное ! - передачи информации о "НОВОМ" (очень часто на базе анализа и синтеза "старого") явилась одной из основ развития человека, по сравнению с другими живыми существами.

5. Есть ещё одна важная особенность обоняния - наличие нот или отдельных нюансов нот, которые кто-то чувствует, а кто-то нет - такие части аромата могут быть "мертвой зоной" или "ольфакторной дырой" не только для обычных потребителей, но и для очень квалифицированных носов.
И в признании этого нет ничего унизительного - некоторые весьма известные ароматы (упоминать их не будем) могут иметь ноты, которые для более квалифицированных "носов" являются отвратительными. Но многие покупатели будет продолжать восхищаться такими ароматами.

6. Следует помнить, что потребитель пытается выделиться своим ароматом среди других, конкурируя за статус и внимание противоположного пола. И когда аромат становится классическим (мегапопулярным) он может сформировать у кого-то из потребителей негативные реакции ("бабушкин аромат", "есть у всех" и т.п.). Такая ассоциация может закрепиться в нашей обонятельной памяти и повлиять на выбор духов.

7. Так же как и спортивные способности, со временем наши обонятельные способности могут измениться - какие-то участки памяти могут быть заняты другой информацией, какие-то обонятельные способности могут атрофироваться или наоборот (в отличие от мышц пожилых спортсменов) усилиться. Эта особенность может повлиять на восприятие одного и того же аромата после очень долгого перерыва - "раньше и вода была мокрее".

8. Человеческое сознание так устроено, что способно к анализу и синтезу понятий. Так, в соответствии со своим опытом, человек понимает, что такое категория ДЕРЕВЬЯ и к ней относятся растения с определенными признаками. Например, дуб, береза относится к деревьям, а пачули, можжевельник - к кустарникам. Но человек, в соответствии со своим ежедневным опытом понимает также, что дуб и береза - РАЗНЫЕ деревья, даже если их не видит. Человек, никогда не видевший деревьев, или видевший их очень ограниченное количество, может спутать или не обратить внимание на различия деревьев из одного семейства. Но квалифицированный ботаник, конечно, никогда не допустит ошибочных утверждений на этот счёт - если у него возникнут сомнения, то он потратит время на уточнение (анализ). попробует классифицировать признаки (синтез) и лишь после этих действий выскажет своё (отнюдь не бесспорное для коллег) мнение.

Примерно так же и с парфюмерными экспертами ("носами") и широкой массой потребителей. При тестировании парфюма у потребителя возникают самые разные ассоциации с уже знакомыми ароматами, в соответствии с его ежедневным опытом и состоянием его обонятельной памяти, со своими способностями к разделению на ноты (анализ) и к классификации аромата на ольфакторные группы (синтез). С определением различий, с накоплением информации в своей обонятельной памяти. В соответствии со своими - на данный момент времени - симпатиями и антипатиями. И состоянием здоровья.

Следует спокойно относиться к обычному потребителю, в т.ч блогерам - обычный человек не вникает в теорию относительности Эйнштейна, признавая его гениальность. Достаточно того, что люди помнят E=mc2. А то, что его теория постоянно подвергается осмыслению, расширению, опровержению со стороны учёных коллег - это нормально. И обыватели пользуются трудом ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ научных теорий, которые иногда влияют на выбор жизненного пути молодых людей.

Так и действия блогеров - они сообщают urbi et orbi своё мнение об ароматах. Их зрители/читатели хотят иметь хоть какую-то точку опоры при выборе ароматов из гигантского объёма информации (в основном, рекламных сообщений). У каждого ведь свои дела и каждому хочется при выборе парфюма опираться на квалифицированное мнение. Доверять признанным блогерам или искать более высококвалифицированных специалистов - шарлатан он или непризнанный гений (без кавычек) - это выбор потребителя и часто зависит от применяемых блогерами психологических приёмов, независимо от "носовой" квалификации.

В основном, все эти приёмы направлены на формирование репутации профессионала и на завоевание доверия читателей/зрителей.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Мнение автора обзора о статье (ссылка см. выше), без изменений - as is:
"С удовольствием прочитала статью и очень многое для себя открыла.
Действительно, не может быть универсального восприятия ароматов. Поэтому и бывают разочарования в покупках вслепую или по чьим-то (в том числе блогеров) рекомендациям.
Об этом как раз активно рассуждают подписчики в комментариях к моему последнему видео.
Полностью согласна с Вами, что очень важным является восприятие аромата «со стороны», окружающими. Реакция на аромат тех, кто не знает, что это за парфюмерная композиция, ее сегмент и т.д.

Что касается сладких нот в мужских ароматах. Тоже полностью с Вами согласна. Тому пример — мой сын, который имеет неплохую коллекцию ароматов разного сегмента, в том числе и признанной «ниши». Он всегда отмечает как положительный момент наличие легкой сладости, оттеняющей общую композицию. Так, он любит фруктовые нюансы и ваниль. Кстати, очень хорошо относится к розе (особенно в удовых композициях).
Разумеется, я стараюсь донести до зрителей звучание аромата через ассоциации (это всегда воспринимается «на ура»), выбирая при этом максимально распространенные понятия (сказывается опыт работы с детьми). Образность всегда только украшает любой обзор, ибо сухое перечисление нот давно никому не интересно."
----------------------------------------------------------------------------------------------
Возможно, продолжение обсуждения темы последует.
Это зависит от многих факторов - в т.ч. от реакции читателей на эту статью.
--------------------------------
Статьи по теме:
Oдин и тот же аромат духов на коже и на одежде держится и раскрывается по-разному - почему. Выбор и восприятие парфюма.
Выбор парфюма - для себя или для окружающих ?
Влияние друзей и подруг при выборе аромата парфюма - ещё раз о психологии покупателя и поведении продавца.На примере туалетных духов Florida
"Из жизни звёзд" - "слепой" затест ароматов недорогой серии "Роза"
18
Декабрь
77
0

Комментарии к записи: 0

avatar

Скидка 5% на весь каталог! За подписку на наши новости.