КиП: Можно ли утверждать, что российская парфюмерная индустрия отстает от европейской?
М.Ю.: Она, на мой взгляд, немного другая. Это, конечно, не подразумевает какую-то ее "суверенность". На то есть определенные исторические и современные факторы.
К историческим можно отнести: историю развития промышленности; прозрачность границ; влияние малого и среднего бизнеса на законодательную и исполнительную власть; доступность кредитных ресурсов; различная инфраструктура.
К современным: доход на душу населения и уровень монополизации торговли.
Я не претендую на полноту сравнения отраслей, это только короткие замечания.
КиП: А в чем конкретно проявляется отставание российской парфюмерной индустрии от европейской?
М.Ю.: На мой взгляд, оно проявляется в двух важнейших направлениях: узость предложения парфюмерных комплектующих российского производства и отсутствие государственной поддержки экспорта парфюмерной продукции. Отставание в первом направлении вызвано общим разрушением в России промышленнj-сбытовых цепочек в конце 80-начале 90-х годов: от станкостроения до ароматического сырья и синтетических веществ. Отставание во втором направлении вызвано отсутствием стабильного таможенного и налогового законодательства, фактическим отсутствием экспортно-ориентированной политики государства в отношении не сырьевого сегмента экономики, т.е. традиционными для России обычными бюрократическими причинами.
Оба направления между собой тесно связаны: рынок Европы, ближайший к нам - это более 300 млн человек; производить большими партиями только для российского рынка - невыгодно.
За счет поощрения экспорта из Китая и налаженных логистических цепочек европейскому импортеру проще взять товар из Китая, чем из "загадочной" России, даже с учетом более короткого транспортного плеча. Кроме того, российские порты обладают малой пропускной способностью. В этом отношении уместно вспомнить оценку нашей страны Черчиллем, который говорил, что "Россия - медведь с зажатыми ноздрями".
В остальном - креативность дизайнерских идей, технологические решения, выход из производственных проблем, креативность заказываемых на Западе ароматов, оборудование для упаковки (к сожалению, в основном, импортное) - на мой взгляд, у нас на хорошем мировом уровне.

<Продолжение следует>